softhelp.ru! | Auto

История отечественного мотопрома: Мотоцикл «Урал» М-72


Вернёмся в далёкий 1941 год, в то время когда в бывшем Советском Союзе стартовала ВОВ. Как нам известно, это период третьей пятилетки, результатом которой был 70% подъём в области машиностроения и оборонной промышленности. Не взирая на профашистские взгляды Германии, в Советском Союзе все больше акцентировалось внимание развитию оборонки Сюза, переоснащения и механизации сухопутных войск, обеспечения наилучшей мобильности и эффективности армии. На фоне этих событий и произошло рождение первых опытных образцов легендарного мотоцикла «М-72".
В Москве, на заводе"Искра» в 1940 году было сформировано конструкторское бюро, целью которого была разработка опытного образца тяжёлого мотоцикла. Одновременно с заводом «Искра» производство тяжёлого мотоциклостроения было открыто и на заводе «Красная Этна». Отцом легендарной «Мотомашины» «М-72» стал Н.П. Сердюков, который в 1935-1940 года работал в Германии на заводе "БМВ". Хотелось бы обратить особое внимание, что мотоцикл "М-72" стал клоном фашистского BMW-R-71, и только ему удалось стать первым, и наверное самым удачным тяжёлым мотоциклом в Советском Союзе на время третье пятилетки и послевоенного времени.
Первые серии мотоцикла выпускались исключительно для Красной Армии, оборонпром СССР работал на полную мощность. Но вскоре, как и ожидалось, мотоцикл пережил ряд модификаций и доработок.
Образец мотоцикла «М-72» 1940 года выпуска был оборудован двухцилиндровым опозитным двигателем, объёмом 746 см3, мощность которого составляла 22 лошадиные силы и коробкой передач, которая имела всего 4 скорости. Имея массу в 220 кг без бокового прицепа, а с коляской 350 кг, мотоцикл без всяких проблем разгонялся до 95-110 км/час. Бензиновый бак, который был установлен на этом "минитракторе" имел ёмкость в 22л., что позволяло мотоциклу проехать 200-220км русских дорог, при этом он выпивал 7 литров бензина на каждые 100 км пути в смешанном режиме. Благодаря раздельной системе питания, с пуском двигателя не было проблем ни в летнее ни в зимнее время года, а питался он, как и большинство сельскохозяйственной техники 66-м или 72-м бензином. Это был первый советский мотоцикл, на который конструкторы предложили установить карданный вал, вместо привычной цепной передачи. Имея особую конструкцию рамы (Дуплексную), "М-72" выдерживал разного рода нагрузки, а заниженный центр тяжести мотоцикла, из-за установленного опозитного двигателя, предавал ему устойчивости на дорогах с твердым покрытием или сухих "Грунтовках". В середине прошлого века ему не было равных на русских дорогах. Слово перегрев не было знакомо этому мотоциклу, так как его цилиндры были отлиты из серого чугуна, и имели воздушное охлаждение. Имея своеобразную особенность конструкции - поперечное расположение цилиндров относительно рамы, опозитный двигатель хорошо выполнял защитные функции при падениях на дороге, таким образом защищая наездника от травм.
В 1941 году стали выпускать аналогичную модель мотоцикла с модернизированным двигателем, мощность которого возросла до 27 лошадиных сил. Нельзя не сказать, что целевая потребность в данном мотоцикле была только для армии – по своей сути это был универсальный многоцелевой внедорожник. Благодаря выносливому низкооборотистому двигателю «М-72» без проблем преодолевал крутые перевалы и косогоры, легко проходил по грязи и броды, а для военного времени это было немаловажно.
Уникальность и проблематичность производства «М-72» заключалась в том, что его части и агрегаты производились на разных заводах СССР, двигателя производил завод им. Сталина, КПП- на АЗЛК, боковой прицеп на Горьковском автозаводе. В послевоенные годы мотоцикл вновь подвергся модернизации, его стали выпускать на нескольких заводах необъятного СССР, таких как Московский мотозавод (ММЗ), Киевский мотозавод (КМЗ), Ирбитский мотозавод (ИМЗ), Горковский мотозавод (ГМЗ). Начиная с 1946 года, мотоцикл активно покупался гражданским населением, а начиная с 50-х годов ушедшего века, пользовался высоким спросом в странах зарубежья, куда поставлялся большими партиями.