softhelp.ru! | building

Дома периметральной застройки на виа ди Ночера


Виа ди Ночера представляет собой восточную кардо города. Мостовая этой улицы носит отчетливые следы длительного использования. Колеса повозок оставили в ней глубокие колеи, а края тротуаров заметно изношены. С точки зрения городского планирования виа ди Ночера является основной осью юго-восточной части города - кварталы к востоку и западу от нее были спроектированы так, чтобы в точности следовать ей, придавая всему району целостный вид. Недавние исследования показали, что строить на этой территории впервые начали после Второй Пунической войны (218-202 rr. до н. э.), когда многие города Центральной Италии оказались разорены и разрушены войсками Ганнибала и возникла потребность в новых сельскохозяйственных угодьях и участках под строительство. Поскольку в Помпеях хватало и того и другого, многие семейства, переселившиеся сюда из Нолы, Пренесте и Нуцерии, получили земельный надел и участок внутри городских стен, где они могли построить для себя новые дома. Здания, возведенные в тот период, отличались крайней простотой, функциональностью, дешевизной и легкостью постройки. Каждое из них занимало длинный, узкий участок площадью около 300 кв. м, но планировки домов были различными. Некоторые из них строились по линии, параллельной ширине инсулы, другие же - как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны периметра квартала. Эти дома, которые всегда выходили фасадами в сторону улицы, имели по центру открытый внутренний двор, а за домами устраивался небольшой hortus (ухоженный садик). Некоторые из этих домов претерпевали трансформации, когда отдельные их части приобретались другими владельцами. В I в. н. э. здесь возникли уже огромные дома, а с внедрением перистилей и устройством больших залов для приемов с отделкой фресками третьего и четвертого стилей они почти сравнялись по богатству и размерам с патрицианскими домами северных инсул Помпей. Еще один раз эти дома претерпели радикальную перестройку после землетрясения 62 г. н. э. Большие дома разделили на более мелкие, а часть из них вообще снесли, чтобы на их месте построить лавки и мастерские ремесленников. Так Южный район из жилого превратился в торговую и производственную зону с множеством лавок, трактиров, термополиев и участков для выращивания овощей. Тем не менее, сохранились достаточно многочисленные образцы изначальной периметральной застройки. Вот список тех из них, которые можно посетить и сейчас. Фонарные мастерские - это комплекс разного рода построек, которые их хозяин использовал, чтобы наладить ряд прибыльных производств, чему способствовало местоположение мастерских на оживленной улице у Нуцерийских ворот и близость Большой палестры и Амфитеатра. Фонари и стаканы для вина и игры в кости изготавливались в двух печах, располагавшихся в противоположных концах большого открытого пространства. И сейчас все еще ясно различима отражающая поверхность большей из печей с равномерно распределенными по ней отверстиями, через которые внутрь попадало топливо для разогрева топки до нужной температуры. Фонари и стаканы продавались в лавке, двери которой выходили на улицу Там же торговали вином с обширного виноградника, располагавшегося за домом. Тому же хозяину принадлежали несколько комнат на втором этаже и летний триклиний посреди виноградника, которые сдавались приезжим. Дом украшала выполненная из туфа статуя фракийского гладиатора. Дом Геркулесова еада получил свое название по статуе Геркулеса, найденной рядом с ларарие!"' в большом саду, где когда-то выращивались розы, из которых здесь же извлекали парфюмерные эссенции и продавали в маленьких грушевидных флакончиках. От самой старой части дома многое сохранилось до наших дней. Дому Цветочного ларария имя дал маленький ларарий, целиком покрытый фреской с мелким узором из раскрашенных цветов и парящих херувимов, расположенный в северной стене небольшой кубикулы с видом на сад. Этот обширный сад был главным источником дохода для владельца дома. О том, что дело процветало, могут свидетельствовать хотя бы изумительные росписи четвертого стиля в зале № 8 на сюжеты « Похищения Европы» и « Венеры на рыбной ловле». Черные панели со вкусом расписаны также чередой сцен охоты и сельских пейзажей в лунном свете. Здание, известное как комплекс Магических ритуалов, представляло собой городское святилище восточного божества Сабазия, обряды поклонения которому отправлялись в перистиле. Сабазий считался богом солнца, покровителем урожая и плодородия. В его честь устраивались оргиастические молебствия с употреблением алкогольного напитка, производившегося из ячменя и пшеницы. Особенно интересны росписи в третьем стиле, связанные с отправлением этого культа, которые находятся в триклинии № 3 к северу от главного входа и в комнате № 6 в северо-восточном углу веристиля.