Home softhelp.ru! | hystory

Дом столетия


Этот дом, раскопки которого произвел Микеле Руджеро в 1879 г., получил свое название в ознаменование восемнадцати столетий, прошедших со дня гибели Помпей. Владельцем дома был А. Рустий Вер, на что указывают три предвыборных лозунга - два у главного входа и еще один у « черного » , - призывавшие граждан избрать его эдилом и дуумвиром. Эта жилая усадьба была одной из самых крупных в Помпеях и состояла из трех прежде совершенно отдельных домов. Здешний квартал имел не совсем обычную форму трапеции, потому что он находился между двойным рядом квадратных инсул вдоль виа ди Стабиа и прямоугольными инсулами по виа ди Нола. Вероятно, этот квартал подвергся застройке в первой половине II в . до н . э., причем три дома были сориентированы по направлению с севера на юг, выходя фасадами на виа ди Нола, а еще несколько домов имели ориентацию восток-запад и располагались позади них. Однако проверить эту гипотезу пока не удалось, поскольку раскопки в этой инсуле покане были доведены до конца . В эпохуправления Августа (конец 1 в. дон. э. начало 1 в. н. э . ) три дома по виа ди Нола И часть одного из домов позади них были объединены в единую жилую усадьбу. Такое расширение владений позволило разделить их на три части: жилье хозяев, которое имело самую большую площадь, занимая целиком восточную сторону усадьбы, термы, расположенные с западной стороны рядом с апартаментами управляющего, который надзирал за рабами, и, наконец, служебные помещения, находившиеся в доме № 3. Жилье хозяев, вход в которое был свиа ди Нола, имело типичные черты дома с атрием и перистилем . Вестибул, пол которого имел небольшой уклон вверх, был украшен черно-белой мозаикой с изображениями дельфина и морского грифона. Атрий тосканского типа не имел второго этажа, имплювий выложен из мраморных плит, а пол белый, мозаичный, обрамленный черными полосами. О комплювии нам ничего не известно. Различного рода комнаты по обе стороны от атрия были декорированы в четвертом стиле. Таблинум, располагавшийся на одной оси с вестибулом, атрием и перистилем , предваряли две приемные. Само помещение таблинума находилось между двумя гостиными , двери которых выходили в сторону перистиля. Стены левой гостиной были черными, а правой - белые, и в обоих по преобладавшему фону были сделаны ценные фигуративные орнаменты, предположительно с изображениями божеств. Из атрия коридором с восточной от таблинума стороны можно было пройти в перистиль . Он имел почти правильную квадратную форму. Его северная колоннада была двухэтажной с портиком и галереей наверху. Украшением внутреннего сада служил прямоугольный бассейн. На его краю археологи обнаружили изумительной работы бронзовую прифонтанную скульптуру, - изображающую молодого сатира, наливающего вино из полного меха . Понятно, что вместо вина из меха лилась вода, наполнявшая ванну бассейна. Задняя стена западной галереи перистиля отделана крупными желтыми панно, окруженными красными бордюрами . По центру каждого панно внутри коврового узора рам были сделаны росписи с изображениями эмблем и атрибутов различных божеств, а также сцен из мифов о Персее и Андромеде, Геркулесе и Гесионе. Впечатляющий архитектурный ансамбль находился в середине южной стороны дома. Он состоял из экседры и замечательного по красоте нимфея. Экседра сильно повреждена, однако по центру нее сохранилась сделанная из чиполино - зеленого мрамора - эмблема, которая позволяет судить о прежнем великолепии этой комнаты. В нимфее была устроена ниша по центру стены, которая в свое время располагала отделкой в виде мозаики из смальты и где стояла в свое время статуя Силена, из которой бил фонтан воды, стекавшей затем по небольшому каскаду в заглубленный в пол резервуар. Нижняя часть стен была разукрашена как фантастический сад с растениями, птицами и массой рыб, тогда как в росписи верхней элементы были изображены сцены схваток между дикими животными на фоне экзотических пейзажей. У посетителей, входивших с виа ди Нола и бросавших взгляд сквозь атрий, таблинум и перистиль, возникала иллюзия воображаемого пространства, поскольку вся планировка дома строилась на этой перспективе. Из помещений для слуг в доме № 3 длинный коридор вел в комплекс терм позади западной стены перистиля. Термы были основательно перестроены после землетрясения 62 г. н. э. Во фригидарии, стены которого были расписаны фресками на египетские мотивы, у узкой задней стены располагался бассейн с холодной водой . Следы предшествовавшей, более ранней отделки сохранились в находившейся рядом раздевалке, за которой располагались тепидарий и кальдарий. В кальдарии не было системы полостей в полу и обвязки. по стенам. Повышенную температуру в нем поддерживали с помощью большой печи, стоявшей в подвале прямо под ним (такой же, как в Доме Менандра), а также за счет общих стен, которые былиу него с кухней. В апсидальной нише кальдария находился резервуар, а в прямоугольной нише - ванна. Стены покрывали фрески четвертого стиля, а пол был выложен ромбовидной 1 к 1литкой. Пол в тепидарии украшали мозаики с изображением обитателей морских глубин. Апартаменты управляющего состояли из открытого внутреннего дворика, в который выходили двери большого триклиния, украшенного росписями третьего стиля с изображениями Тезея и Минотавра, Гермафродита и Селены, Пилада, Ореста и Ифигении. Помещения для слуг были устроены вокруг собственного атрия, куда вел отдельный вход с виа ди Нола. Северная стена комнаты, находившейся к юго-востоку от атрия, украшена знаменитой росписью ларария с Вакхом на фоне Везувия. Эта роспись, а также статуя молодого сатира у бассейна позволяют предположить, что семейство Рустиев владело не только этой роскошной резиденцией, но и виноградниками на склонах Везувия, служившими источником того богатства, которое семья выставляла напоказ в городе.