softhelp.ru! | Интересное

Развитие личности


Дискуссионные споры о соотношении социальных и биологических факторов в развитии личности ведутся в науке с давних пор. В этом многовековом споре выявилось две полярных точки зрения: представители одной составляют биологизаторскую школу, а второй – социологизаторскую. Каждое из этих течений заслуживает подробного и обстоятельного рассмотрения. В данной статье мы поговорим о биологизаторской философско-психологической школе.
Сторонники названного направления считают определяющим в развитии личности человека все то, что заложено в него природой. Они утверждают, что в ходе процесса развития не возникает ничего нового, ничего такого, чего бы не было дано индивиду от рождения. Процесс развития лишь позволяет «вызреть» тем свойствам, которые были в личности еще с момента ее эмбрионального существования. При такой трактовке воспитанию в формировании личности отведено очень незначительное место – оно берется в расчет лишь как одно из внешних условий, в которых осуществляется выявление «натуральных» задатков индивида.

Биологизаторская школа представляет собой чрезвычайно обширный пласт исследований психологов и педагогов и включает в себя большое количество внутренних течений, в основном разделенных по хронологическому принципу.
Биологизаторское течение античности

Так, древнегреческие философы Аристотель и Платон полагали, что социальная роль людей изначально определена природой. Аристотель говорил, что от с рождения кто-то создан для подчинения, а другие – для власти, и эта предопределенность передается из поколения в поколение без возможности изменения.

Преформизм

Преформизм – философское течение ХVI века. Сторонники учения считали, что в эмбрионе уже имеются абсолютно все свойства будущей личности, а процесс развития - это лишь увеличение существующих свойств в количественном отношении. Преформисты утверждали, что развитие полностью зависит от начала образования в половых клетках живых существ. Как можно понять, в данном случае исключительная роль в формировании личности отводится фактору наследственности, а социально-воспитательный фактор полностью игнорируется.

Психоаналитизм

Данное философско-психологическое учение появилось в ХIХ веке, и ведущую роль в его становлении сыграл Зигмунд Фрейд. Он усматривал главные движущие силы поведения и развития личности человека в инстинктах – врожденных биологических влечениях. К таковым относятся, в частности, половые сексуальные влечения и бессознательные силы, управляющие человеком изнутри и делающие его игрушкой в руках стихии секса и смерти. Эти биологические инстинкты никаким образом не зависят от исторических и социальных влияний.

Бихевиоризм

Во второй половине XIX в., а также в начале XX в. в Европе распространяется течение под названием «бихевиоризм», родоначальником которого является американский психолог Эдвард Ли Торндайк. Он полагал, что все свойства личности, такие, как сознание и интеллектуальные способности, определяются только наследственностью, так же, как и анатомические и физиологические «параметры» человека. Поэтому, по мнению Торндайка, воспитание бессильно изменить индивида, сделать его иным, нежели он «запрограммирован» природой изначально.

Прагматизм

В ХХ веке появилось такое научное направление, как прагматизм, впервые сформулированное американским педагогом-психологом Джоном Дьюи. Дьюи утверждал, что личность всегда имеет определенный круг врожденных способностей, поэтому наследственность существенно ограничивает возможности воспитания индивида. Иными словами, даже самый талантливый педагог может развить в личности только те качества, к которым она изначально предрасположена. По словам Дьюи, человеческая природа обладает чрезвычайно высокой сопротивляемостью к внешним воздействиям и поэтому фактически неизменна. В ходе процесса воспитания лишь проявляются или несколько видоизменяются уже готовые эмоции и потребности человека.

Прагматисты 2-й половины ХХ века (Э.Келли, А.Комбс, К.Роджерс), соглашаясь с Д.Дьюи, полагают, что воспитание – это вторичный процесс, всегда идущий вслед за натурой человека, за его врожденными качествами и характеристиками. Более того, по мнению представителей прагматизма, любое вмешательство извне (то есть воспитательный процесс) приносит существенный вред личности.

Подводя итог, можно отметить, что все биологизаторские теории чрезвычайно подчеркивают роль природного начала в развитии личности человека и предельно умаляют роль социальных влияний и воспитания.