softhelp.ru! | статьи теметики - application

На дороге


Для зрителя существует множество критериев, по которым он может оценить фильм, снятый по книге, и чаще всего они прочно связаны с первоисточником, учитывая только скрупулёзное сравнение с ним. Воспроизведены ли все сцены, сохранено ли время и место действия, тот ли цвет волос у главного героя, задействованы ли любимые эпизоды читателя и так далее. Но за всем этим забывается, что время и пространство в кино радикально отличаются от книжного, и для успешной экранизации нужно, скорее, проникнуть в самое сердце романа, увидеть его своими глазами и показать ими же, чётко определив тему произведения, а фасон одежды героя и соблюдение хронологии уже дело десятое. Если рассматривать фильм с этой точки зрения, то тревожным знаком всегда является продолжительность более двух часов, которая очень часто указывает на то, что выделить главное режиссёр всё-таки не смог. Уолтер Саллес, очевидно, не очень-то об этом и заботился, поскольку является преданным фанатом Джека Керуака и знает о нём всё, что можно узнать, начиная с романов и заканчивая личной жизнью. Ему было легко потерять своё собственное «я» в творениях любимого писателя, что он и сделал в фильме, который планировался долгие годы. «На дороге» по большей части просто воспроизводит какие-то события, путешествуя вместе с героями. Но неправильно было бы сказать, что им открываются какие-то новые истины, или даже то, что они познают страну или хотя бы самих себя. Весь фильм сконструирован по принципу «мы сделали это, потом вот это, потом обрыв во времени, потом мы снова вместе и снова сделали это». Саллес много изучал жизнь не только Керуака, но и прочих людей того поколения, оставшихся в живых к настоящему времени. Он беседовал с ними, пытался погрузиться в «общественно-политический контекст», то есть проделал огромную работу по восстановлению духа избранного им времени. Тем не менее, применить узнанное у него получилось не всегда удачно – его портреты общества того времени поверхностны, политическая ситуация обрисована весьма скудно, завуалированно и как будто в отрыве от самого фильма. Визуальная часть и труды по созданию атмосферы сообщества битников не то чтобы совсем пропали даром, но не имеется в них своего истинного духа, как это, например, было сделано в картине «Вопль». В драматическом плане она была ещё менее удачна, однако умела погружать в ту безумную атмосферу красочных метафор стихотворения и части жизни другого яркого представителя того поколения Алана Гинзберга. Фильм «На дороге» же лишён ярких черт времени, представляя собой скорее ретро-маскарад, чем цельную иллюстрацию стиля уже далёких, но не забытых времён.
Однако несколько заразительных сцен, в которых проявилась химия между актёрами, режиссёру снять всё же удалось – вроде сцены танца между героиней Кристен Стюарт и Гаррета Хедлунда – один из немногих моментов, когда можно действительно охнуть и подумать, что так больше не делают. Смог Саллес и зацепиться за драматический мотив того, что начинающий писатель всегда стремиться познать мир на собственной шкуре, считая, что перенесённые им невзгоды могут дать толчок для развития таланта, но подкреплять его нужно новыми местами и впечатлениями. В некоторых моментах содержались намёки на тот самый политический контекст, но режиссёру не хватило упорства их развить, поскольку вместо того, чтобы проникать в глубь собственного детища, он предпочёл сосредоточиться на наносных конструкциях. Саллесу следовало несколько уплотнить фильм, чтобы в его бесконечной длине бесполезных для общей идеи моментов не терялось понимание автором-кинематографистом автора-писателя.