softhelp.ru! | Кино

Левиафан ( 2014)



В крошечном городке на побережье Баренцева моря живёт автомеханик по имени Николай. Землю Николая, где стоят его дом и мастерская, хочет прибрать к рукам мэр города. Мужчина проигрывает дело о компенсации в коррумпированном суде. Николай просит помощи у московского адвоката Дмитрия (Владимир Вдовиченков), бывшего армейского друга, который начинает действовать. С ним заводит роман жена Николая (Елена Лядова), а сын бесцельно шатается с такими же, как и он, подростками.

Картина получила массу наград за рубежом, в том числе «Золотой глобус», и была номинирована на «Оскар». «Левиафан» удостоился россыпи противоречивых отзывов, и это не случайно, ведь такая картина бьёт не в бровь, а в глаз. Либеральные критики пишут об этом фильме исключительно в хвалебных тонах, будто он – единственный, где можно увидеть всю правду о России, «патриоты» воспринимают его как плевок в душу каждого из них, как нечто очерняющее страну, которая поднимается с колен.

Правдоподобнее выглядит, как ни странно, первая точка зрения: да, фильм неприкрыто показывает традиционно российские проблемы, можно даже сказать: кричит о них. Но всё же это прекрасный и в то же время ужасный портрет России.

Создавая сюжет, Звягинцев обратил своё внимание на историю американца Марвина Химейера. Разница лишь в одном: картина не заканчивается бунтом главного героя, а оставляет ощущение небольшой недосказанности.

Кроме того, нельзя сказать, что фильм оголтело критикует государство, того самого «Левиафана». В каждом из нас живёт это само чудище. У кого-то оно страшнее, у кого-то менее, но от него никуда не деться. И грехи простых людей не умаляют грехи Левиафана, какими бы смертельными они ни были. Нужно бороться не только с Левиафаном, а с чудищами внутри нас.

Конечно, фильм менее мрачным от этого не становится. Это продолжительное, тяжёлое, «чернушное полотно», но не затянутое. Картина вмещает массу сюжетных поворотов, а камера обозревает не только величественные пейзажи русского Севера. В фильме есть даже юмористические моменты, разбавляющие общую беспросветность, хотя и с уклоном в «черноту» или, по крайней мере, в сатиру.

К слову, пейзажи хоть и добавляют фактуры, но фильм смотрелся бы немногим хуже, если бы он был снят, например, в средней полосе. Всё же это кино о людях, кино которое заставляет задуматься. По сравнению с «чернухой» 90-х годов, Россия смотрится в фильме лучше, словом – прогресс налицо.