softhelp.ru! | МОДА

Интересное о натуральных тканях


Прежде всего, в одежде надо учитывать четыре эстетических компонента: покрой, материал, цвет и отделку. В Европе покрой на первом месте, а на Востоке — на последнем. Там в первую очередь ценят материал и именно там производят наиболее ценные ткани. Но одно совершенно очевидно: как бы хорош ни был фасон, даже самый опытный мастер из плохого материала вряд ли сможет сшить красивую одежду. В наши дни, в период победного шествия синтетических тканей, мы утрачиваем способность ориентироваться в огромном количестве различных материалов, но до начала нынешнего века использовались лишь четыре основных вида: льняные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, а также их комбинации (полушелковые и т. д.). Свойства этих основных видов тканей определяли общий вид и назначение изготовленной из них одежды. Шелковая нить уже сама по себе сильно блестит. Она сохраняет свой блеск в любой ткани, но максимально он проявляется в атласе. По выражению китайцев шелк блестит, как золото и струится, как вода.
Очень эффектно выглядит сочетание бархата и атласа — бархатный узор на атласе. Этот эффект можно усилить посредством контрастных цветов, например черного и золотого, черного и красного и т. д. Нередко еще большего блеска ткани добиваются с помощью вплетения металлической нити. Такая ткань называется парчой. В Индии она известна уже с давних времен, в Европе получила широкое распространение в XIII—XVIII веках.
Льняной ткани тоже присущ естественный блеск, особенно заметный после глаженья или аппретуры. Льняная ткань высокого качества после соответствующей обработки похожа на шелк и нередко использовалась вместо него, особенно в XIII веке, при изготовлении голландских национальных головных уборов и воротников.
В какой-то степени блестит и шерсть, но после стрижки (в бархате) и в тканях с длинным ворсом этот блеск не заметен. Совершенно лишек блеска мягкий хлопок. В давние времена из хлопчатобумажных тканей часто шили траурную одежду.
Разное взаимодействие тканей со светом обусловливает и разное взаимодействие с цветом. Так, шелковая ткань, которая по своей фактуре подходит для изготовления е нарядной декоративной одежды, особенно и выигрывает при сочных, чистых тонах, таких как красный, черный, золотисто-желтый и т. д. Однако и нежные тона, например голубой, бледно-розовый, в шелке выглядят красиво. Присущая шерстяной ткани мягкость, пластичность требуют спокойных, теплых тонов. Интересно, что характерная для нее фактура зачастую смягчает даже такие холодные тона, как темно-синий. Красота отбеленного полотна — в его холодной белизне и поэтому сопутствующие тона тоже должны быть холодными, например, голубой. Хлопчатобумажная ткань, как правило, требует светлых тонов, для нее не подходят сочные, глубокие цвета.
Каждая ткань спадает и образует складки по-своему. Самой невыигрышной в этом отношении оказывается хлопчатобумажная ткань. Ее удобнее присбаривать. Лучше других спадает шерстяная ткань, образуя мягкую, струящуюся поверхность, и чем больше в ткани высококачественной шерсти, тем красивее она ложится. По этому признаку нередко определяли качество шерстяных тканей. Шелк же, напротив, образует несколько изломанные поверхности, и чем он тоньше и глаже, тем острее эти изломы. Если сравнить, как спадают шелковая тафта и мягкая шерсть, можно обнаружить примерно такую же разницу, как между готикой и барокко в архитектуре. Если первая из них резкая, контрастная, можно сказать, мистическая, то второе — пластично, щедро, романтично. Льняная ткань образует тонкие, резкие, но довольно тяжелые складки. Если бы этот материал не так легко мялся, он лучше всего подходил бы для плиссировки, создавая графически чистые линии.
На протяжении многих столетий материал являлся единственным мерилом качества одежды. В тех странах Востока, где европейское влияние еще недостаточно велико, он сохранил эту функцию и до сих пор. Цвет и другие свойства ткани намного отчетливее выступают в одежде свободного покроя (Китай, Япония, Персия) или драпирующейся (Индия), а не сшитой по замысловатой выкройке. В соответствии с этим складывалась и мода, изменению которой препятствовали глубоко укоренившиеся традиции, религиозные убеждения и классовые различия. Аналогичное положение существовало до XIV века в Европе, хотя качество европейских тканей тогда уступало восточным. Когда научились придавать ткани форму с помощью выкройки, последняя стала более важным эстетическим фактором, чем материал. Чтобы еще больше подчеркнуть покрой, края и швы стали окантовывать и обшивать.