softhelp.ru! | ПУТЕШЕСТВИЯ

Франция: Лангедок-Руссильон. Эльн



Эльн

Elne

Эльн, один из древнейших городов Руссильона, впервые упоминается в античную эпоху под именем Иллиберис. Это был известный и богатый городок — даже Ганнибал останавливался здесь по пути в Рим в 218 году до н. э. В 568 году здесь появилась одна из первых христиан-
ских церквей в регионе и установилась епископская власть. В IV веке город назывался Каструм Эленаэ в честь императрицы Елены, матери императора Константина, сын которого был убит в Эльне. После нашествия варваров вестготы основали здесь епископство.

В 1069 году здесь возвели огромный по тем временам собор. Необходимые средства на его строительство давали практически все руссильонские князья, а князь Барселоны даже высылал слитки золота. В Средние века Эльн — впрочем, как и весь Руссильон, — переживал трудные времена: за право обладать им боролись Арагон, Майорка, Испания, Франция. В 1285 году Филипп III Храбрый сжег город дотла.

В 1344 году Эльн осаждали войска короля Арагона, в 1474-м — Людовика XI, в 1641 году — Людовика XIII. В 1602 году епископство перенесли в Перпиньян.

Главная достопримечательность города — монастырь до наших дней сохранился почти таким же, каким был тысячелетие назад. Только в XIV веке с южной стороны собора появились го-
тические капеллы.

Галерея клуатра (внутреннего монастырского дворика) — одна из красивейших в Руссильоне, причем дворик никогда не подвергался реставрации. Она строилась с XII по XIV век и представляет собой удивительно гармоничную эволюцию в скульптуре той эпохи. Галерея выполнена из белого мрамора с тонкими синими прожилками.

Южная ее часть — самая древняя, еще романская. Капители колонн декорированы скульптурным рельефом с изображением русалок, грифонов, львов, а также рельефом на библейские темы. Обратите внимание на композиции «Призвание святого Петра» и «Сотворение мира»: последняя — великолепный рельеф с изображением Адама и Евы. На декор западной и северной частей галереи оказала влияние готика.

Это влияние ярче всего выражено в декоре восточной части галереи — здесь изображены евангельские сцены: Благовещение, Рождение Христа, Исход из Египта. В стенах клуатра находятся захоронения епископов Эльна. Самый красивый рельеф — на погребальном камне Гийома Жорды, епископа, возглавлявшего монастырь во времена постройки клуатра.

В небольшом музее, занимающем два зала, выставлены экспонаты, иллюстрирующие историю края. В старинном зале капитула — архивы, манускрипты, мебель со времен Cред-
невековья до наших дней. В маленьком Музее археологии собраны предметы, обнаруженные во время раскопок на территории Эльна.

Над собором Св. Евлалии (Cath?drale Sainte-Eulalie, XI в.) возвышаются две массивные, квадратные в плане колокольни. Более толстая датируется XII веком, меньшая построена в XVI веке.

Колокольни, выполненные в том же стиле, есть практически во всех церквях Каталонии — этот стиль пришел сюда в XI–XII веках с севера Италии, из региона Ломбардия. На мраморном портале видны глубокие трещины — следы огня: в XIII веке, когда Филипп Смелый подвел свои войска к городу, все население укрылось в соборе, и тогда осаждающие подожгли врата.

Внутреннее убранство церкви поражает в первую очередь огромной высотой стен и массивных столбов, поддерживающих некогда деревянную крышу. Сохранились великолепный алтарь с росписью по дереву (XIV в.), кропильница римских времен и различные церковные украшения. Напротив бокового входа — крест с изображением орудий Страстей Христовых, причем самого Распятого на кресте нет: его символизируют белоснежный царский хитон и «Спас нерукотворный» — изображение лика Христова на белом платке. Это характерный руссильонский сюжет.

На rue Porte-Balaguer (рю-Порт-Балагер) находится Музей Террюса, посвященный региональной живописи. Этьенн Террюс (1857–1922), мастер пейзажа, был близко знаком с Матиссом и Майолем. Есть несколько интересных картин самого Террюса, а также его друзей — Виоле, Бозиля и Майоля.

P.S. Данная статья была приобретена у копирайтера DreamLand.