softhelp.ru! | ПУТЕШЕСТВИЯ


В средней части северного Урала можно отыскать плато Маньпупунер.


Местные оленеводы называют это место малой горой идолов. Там находятся 7 фигур причудливой формы, выполненных из камня. Древняя легенда племени манси рассказывает о том, что в далекие времена камни были великанами из племени самоедов, пришедшими уничтожить местное племя вольгулов. Но как только они поднялись на плато и увидели священную для местных гору Ялпингер, они испугались. Вожак в страхе уронил барабан, и вместе со своими спутниками окаменел на месте. Также можно по поводу камней услышать и другую легенду, которую рассказывают те же манси. При обращении человеческого взора на гору Койп с места, которое принято считать безымянным холмом, можно увидеть образ женщины, лежащей на спине, с страшным лицом.
Манси считают, что так выглядит окаменевшая шаманка. Она якобы была наказана за осквернение Золотой бабы, почитаемой местными племенами. Идол, перебираясь через хребты Уральских гор, попался на глаза женщине. Последняя, посчитав себя владычицей Урала, попыталась препятствовать движению Золотой бабы. Идол издал страшный громкий звук, от которого умерло все живое, окружавшее женщину, а она сама превратилась в тот же миг в камень.
О криках Золотой бабы рассказывают не только манси, но и многие путешественники-иностранцы. Побывавший на Урале итальянский исследователь по имени Александр Гваньини писал в своем дневнике в 1578 году о странном реве, похожем на громкий звук, издаваемый трубой.
Одно из первых упоминаний о Золотой бабе можно увидеть в Новгородской летописи, датируемой 1538 годом. В ней описывается миссионерская деятельность священнослужителя Стефания Пермского. Мужчина путешествовал по Пермской земле и проповедовал христианство среди язычников, веровавших в животных, воду, огонь и, конечно же, Золотую бабу.
Сказания об этом идоле появилось в глубокие древние времена. Ему поклонялись, населявшие эту землю, племена. Капище располагалось в устье реки Северная Двина. Золотую бабу постоянно охраняли шаманы, также они собирали в этом месте золото, вырученное от продажи пушнины.
Соседи земли пермской стали часто нападать на богатые края. Новгородские купцы шли по следам золота, а воины московского князя шли с намерением присоединить землю к царству. Пермские племена не хотели принимать христианство и бежали от миссионеров в горы, вместе со своей Золотой бабой.
Где же манси нашли такое божество? Ряд историков ссылается на тот фат, что идол мог стать воплощением богини Сони-эрква, что переводится как «Золотая Женщина».
Историк Леонид Теплов утверждает, что готы и угры привезли в эти места из Рима в 410 году статую, которую они украли из разграбленной столицы Священной Римской Империи.
Некоторые исследователи считают, что Золотую бабу могли доставить из Китая. В ней признали Будду. Нужно заметить, что в китайской религии образ Будды соединяется с богиней Гуаньинь.
Есть и сторонники христианского происхождения идола, на их взгляд баба – статуя Девы Марии, украденная из христианского храма.
Русские были наслышаны о Золотой бабе и мечтали владеть древней святыней. Ее искал вместе с отрядами казаков великий покоритель Сибири – Ермак.